ГлавнаяРегистрацияВход Турагенство "Бахтияр тур"
Поможем недорого отдохнуть
Суббота, 30.11.2024, 12:23
  Каталог статей Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Ошибки поселенцев

Этимологическое значение словосочетания ПОСЕЛЕНИЕ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ
Этимологическое значение словосочетания ПОСЕЛЕНИЕ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ

Следующие варианты этимологического значения словосочетания ПОСЕЛЕНИЕ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ:

1. Населенный пункт, где постоянно появляются новорожденные, состоящий из земель, в пределах которых находятся места, где у ведруссов сходятся три плана бытия, и предназначенных (земли) для РОДОВ (т.е. ведруссам и их потомкам, или их родичам и их потомкам, как представителям конкретных РОДОВ);
2. Населенный пункт, где постоянно сажают растения, состоящий из земель, в пределах которых находятся места, где посажены (родителями ведруссов) деревья (пары), и предназначенных (земли) для РОДОВ (т.е. ведруссам и их потомкам, или их родичам и их потомкам, как представителям конкретных РОДОВ).
3. Населенный пункт, где постоянно сажают растения, состоящий из земель, расположенных рядом с местами, где посажены (основателями РОДОВ) родовые деревья, и предназначенных (земли) для РОДОВ (т.е. ведруссам и их потомкам, как представителям конкретных РОДОВ).

1. Этимологическое значение слова СЕЛЕНИЕ .
1.1. Научные школы имеют разное мнение, что явилось основой для слова СЕЛО.
Некоторые считают, что основа СЕЛО (ПАШНЯ) [смотри ниже отрывок из источника 1, 2] , другие считают, что основа СЕДЛО (ПОСЕЛЕНИЕ), третьи считают, что участвовали оба термина и СЕЛО (ПАШНЯ) и СЕДЛО (ПОСЕЛЕНИЕ) [смотри ниже отрывок из источника 3, данные по источнику 4] .
В отрывке из книги Колесова В.В. [1] хорошо показано изменение у восточных славян по времени значения слова СЕЛО: поле; обрабатываемое поле; поместье; населенный пункт.
Но все дело в том, что ни СЕЛО (ПАШНЯ), ни СЕДЛО (ПОСЕЛЕНИЕ) не участвовало в словообразовании слова СЕЛЕНИЕ.

1.2. Поясним. Согласно морфемно-орфографическому словарю
"Тихонов А. Н.Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002. — 704 с.”
имеем следующую разбивку слова
http://slovari.yandex.ru/dict/tihonov/article/34/518-057.htm
Цитата:
сел/е́ни/е
То есть в слове "селение” получаем: "сел-” – корень; "-ени-” – суффикс; "е” – окончание.
1.3. Далее, рассмотрим суффикс существительного "-ени-”
http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=364564
Цитата:
Суффикс -ени[j-э] (-ни[j-э]) образует существительные со значением действия (цветени[j-э], формировани[j-э], спасени[j-э]).
Так же здесь
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-067.htm
Цитата:
3)-ни-е (-н-ье), -ени-е, употребляемые для образования существительных (от глагольных основ) со значением действия, процесса (достижение, взыскание, изобретение, строение, сцепление); слова такого рода характерны для книжной речи;

Также здесь есть информация
http://rusgram.narod.ru/sod1t-1.html
http://rusgram.narod.ru/256-283.html#258
http://rusgram.narod.ru/208-255.html#239
Цитата:
§210. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, МОТИВИРОВАННЫЕ ГЛАГОЛАМИ
В системе существительных, мотивированных глаголами, слова с общим словообразовательным значением "носитель процессуального признака" противопоставлены словам со значением отвлеченного действия (состояния). Первое из этих значений конкретизируется в отдельных типах как "субъект действия" (обычно лицо), "орудие, средство осуществления действия", "объект действия", "результат действия".

§239. Существительные со значением "носитель процессуального признака".

имеют значение "предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом" (субъект, объект или результат этого действия).
…а) послать - послание, аналогично кушанье, видение, привидение, звание, название, прозвание; б) расти (растут) - растение; …

§256, 258. Существительные со значением отвлеченного процессуального признака.

совмещают в своем значении присущее мотивирующему глаголу значение процессуального признака (действия, состояния) со значением существительного как части речи.
…(курить - курение, хранить - хранение)…

где СЕЛ-ЕНИ-Е есть существительное со значением "носитель процессуального признака" (§239), и имеет значение "предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом" (субъект, объект или результат этого действия).

Отсюда видно, что в словообразовании слова СЕЛЕНИЕ посредством суффикса -ени- может участвовать только глагол, но ни как не существительные СЕЛО (ПАШНЯ) или СЕДЛО (ПОСЕЛЕНИЕ). При этом, как видно из характеристики суффикса –ени-, он образует "предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом (субъект, объект или результат этого действия)".

Отсюда имеем [смотри источник 3, 4, 5]
SED-TI (СЕСТЬ) => СЕЛ-ЕНИ-Е

1.4. Далее. Ни в коем разе из этимологии (истинного значения) слова СЕЛ-ЕНИ-Е не следует, что в данный населенный пункт селятся (заселяются) люди, с образованием новых родовых поместий. Так как из характеристики суффикса –ени- следует, что он образует "предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом (субъект, объект или результат этого действия)". То есть, это означало бы, что тогда в селение должны постоянно заселятся люди, с образованием новых родовых поместий. А это не есть верно. Так как СЕЛЕНИЕ не "резиновое”, в нем обычно около 150-250 поместий, и соответственно при "излишке” населения, а также по другим причинам, образуется новое ПО-СЕЛЕНИЕ (значение "по-” уже пояснял в данной теме, в этом посту также поясню чуть ниже).

В. Мегре. Энергия жизни. Глава Сражение.
Цитата:
В поместье каждом, а их в селении было более двухсот…

Согласно этимологии возможно только два варианта подходящих по смыслу для слова СЕЛ-ЕНИ-Е:
1. Населенный пункт, где постоянно появляются (селятся, оседают) новорожденные.
2. Населенный пункт, где постоянно сажают (селят) растения (семена, саженцы, ростки), из года в год. От корня " SED-TI (СЕСТЬ)” произошли слова сажать, саженцы, сад, усадьба и т.д. [смотри источник 5] .

2. Значение слова ПО-СЕЛЕНЬЕ (ПО-СЕЛЕНИЕ)
.

2.1. СЕЛ-ЕНИ-Е => ПО-СЕЛЕНЬЕ
http://rusgram.narod.ru/502-549.html#516
Цитата:
§ 516. Существительные с преф. по- (фонемат. |по|) и суф. -|j|-/-o|в1j|- называют место, территорию, расположенную близ или вдоль того, что названо мотивирующим словом: побережье, поморье, поречье, полесье, подворье; мотивированные собственными географическими наименованиями: Поволжье, Подонье, Поветлужье. Морф -o|в1j|- - в словах Поднепровье и Поднестровье (см. § 506). Нерегулярные мены согласных |j - в1| и "|j| - нуль" - в случаях Дунай - Подунавье и Сейм (река) - Посемье. Тип проявляет продуктивность.

Как видим, в слове ПО-СЕЛЕНЬЕ приставка по- характеризует то, что расположено вблизи (рядом). То есть ПО-СЕЛЕНЬЕ расположено вблизи (рядом) с СЕЛЕНИЕМ.

2.2. Далее слово ПО-СЕЛЕНИЕ (без мягкого знака) могло образоваться по двум путям.
2.2.1. Первый путь это предложно-падежное сочетание.
По данному пути образовались несколько названий типов населенных пунктов, применявшихся в России, и образованных по сходной схеме со словом ПО-СЕЛЕНИЕ.

ПО-ДОЛ
Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов.-2-е изд., перераб. и доп.-К. : Рад. шк., 1989.- С.310.
Цитата:
ПОДОЛ <низ платья>, <низкое место под горой>. Др.-рус. Возникло на базе предложно-падежного сочетания по долу <по низу>, где долъ значит <низ>. Ср. др.-рус. подолъ <долина>, <подгорная часть города> и <нижний край одежды>. Ср. укр. д6л1 <внизу, на земле>, доддлу <на землю, вниз>. См. долина, ладонь.

ПО-САД
Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка.
http://etymolog.ruslang.ru/vasmer.php?id=338&vol=3
Цитата:
посад, часто в 1517 г. и позже (Унбегаун 113), посадские люди, др.-польск. Posad "suburbium” (Ягич, AfsPh 13, 300). От по- и сад, садить.

Исходя из этих примеров получаем СЕЛЕНИЕ => ПО-СЕЛЕНИЕ, то есть ПО-СЕЛЕНИЕ расположено после (близко) [смотри источник ниже 4, 6] от СЕЛЕНИЯ.

2.2.2. Второй путь, это в виде редкого исключения возможно образование слова ПО-СЕЛЕНИЯ путем чистой префиксации (добавление приставки).
Отсюда СЕЛЕНИЕ => ПО-СЕЛЕНИЕ, то есть ПО-СЕЛЕНИЕ расположено вблизи (рядом) от СЕЛЕНИЯ.

2.3. Далее, мы также имеем еще одно значение слова ПО-СЕЛ-ЕНИ-Е, образованного путем прибавки приставки по- и суффикса –ени- к корню -сел-, это СЕЛ => ПО-СЕЛ-ЕНИ-Е которое характеризуется в "чистом” значении – поселится (также как например существительное - походка, побежка и т.д., т.е. это не "предмет, объект”), и применялось в царской России для обозначения места ссылки, в наше время применяется в контексте "колония-поселение”.
Соответственно для нашего случая (ПОСЕЛЕНИЕ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ) данный вариант не использовался при образовании слова ПОСЕЛЕНИЕ.

http://rusgram.narod.ru/502-549.html#530
Цитата:
§ 530. Существительные с преф. по- (фонемат. |по|) и суф. -к(а) имеют значение "способ, манера осуществления действия, названного мотивирующим глаголом": ходить - походка, бежать - побежка, сидеть (в седле) - посадка (с черед. |и - а| и |с' - с|), скакать - поскачка (охотн.). Тип непродуктивен. Ударение на корне (акц. тип А). То же значение выражается преф. по- и суф. -ени|j|- в вести, ведут (себя) - поведение.

3. Значение слова ПО-МЕСТЬЕ (ПО-МЕСТИЕ).

3.1.1. В пункте 2.1. этого поста мы уже разбирали, как образуются аналогичные слова.
Отсюда МЕСТО => ПО-МЕСТЬЕ.
Отсюда (оттуда) имеем, что в слове ПО-МЕСТЬЕ приставка по- характеризует то, что расположено вблизи (рядом).
ПО-МЕСТЬЕ расположено вблизи (рядом) с МЕСТОМ.
То есть земля, расположенная рядом с МЕСТОМ.

3.1.2. Также существует еще одна возможность образования слова ПОМЕСТИЕ, данный вариант приведен здесь же. Хотелось бы только отметить, что нас в данном отрывке интересует только метод образования слова. Сама же версия имеет более позднее происхождение (после 17 века), и соответственно данное значение наслоилось на более древнее (до 9 века) значение слова ПОМЕСТИЕ (ПОМЕСТЬЕ).
Отсюда ПО МЕСТУ => ПОМЕСТИЕ => ПОМЕСТЬЕ.

Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов.-2-е изд., перераб. и доп.-К. : Рад. шк., 1989.- С.316.
Цитата:
ПОМЕЩИК <землевладелец, обычно дворянин, в дорев. России>.
В рус. памятниках отмечается с XVII в. Возникло, вероятно, вследствие
звуков, переоформления др.-рус. помЬстьчикъ, образованного с псм.
суф. -чик-ъ, называющего лицо по его отношению к какому-либо предме-
ту (ср. заводчик), от сущ. помЬстье> поместье <имение>. Само сущ. помЬ-
стье развилось из помЬстие вследствие редукции гласн. и. Сущ. пом.Ь-
стие образовано с суф. -uj-e на базе словосочетания по мЬсту <по участ-
i^> (жаловать). Это сочетание слов взято из практики пожалования земель
служилым людям на срок несения ими воен. обязанностей. При Петре I
узаконено право передачи поместья по наследству. В слове помЬстьчикъ
сочетание стьч изменилось в сч > щ. См. место.

То есть это предложно-падежное сочетание, с последующим суффиксальным преобразованием.
С учетом одного из значений предлога "по-”,

Ожегов. Словарь русского языка.
Цитата:
По, предлог. 1. Указывает на поверхность или пределы, Где что-нибудь совершается…
имеем
ПОМЕСТИЕ - земля, в пределах которой находится МЕСТО.

3.2.1. Далее, в продолжении пункта 3.1.1. и 3.1.2. остается выяснить, что же это за такое МЕСТО?
Существует множество современных определений данному слову, представленные например здесь
http://proslova.ru/word/место/ .
Но праславянское значение данного слова в настоящее время не известно.

Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов.-2-е изд., перераб. и доп.-К. : Рад. шк., 1989.- С.231.
Цитата:
МЕСТО <пространство земной поверхности, которое занято или может
быть занято чем-либо>. Древн. слав. слово. Соврем, его форма развилась из
др.-рус. мЬсто <место> вследствие изменения в рус. яз. 6 > е (ср. укр.
Micmo, где 6 дал t). Др.-рус. лбе/по восходит к праслав. *mesto <место>,
происхождение которого точно не установлено. Возможно, это слово пер-
вонач. значило <обитаемое пространство> и родственно лит. mietu, misti
<кормиться, жить>, maistas <питание>; лтш. mist <жить, обитать>. См. ме-
щанин, помещик.

Но нас интересует то значение, которое придавали ему наши предки.
На основании источника - Этимология и история слов русского языка.
http://etymolog.ruslang.ru/
Цитата:
П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка
Место.

Древнерусское (с XI в.) и старославянское мѣсто - «место», «вместилище», «земля», «время»

Общеславянское *město [<*mět-t-o (индоевропейская база *mōi-t-)]. Индоевропейский корень *mei- – «подкреплять», «поддерживать», расширенный посредством -t-. В именных образованиях этот индоевропейский корень выражал значение «столб», «бревно». Ср. литовское r -miẽtas - «кол»; латышское miets – тоже; древне-исландское mei «дерево», «балка», «бревно», «шест»; латинское mēta - «(призовой) столб на ристалище», «конус», «точка, которую следует объехать»; древне-индийское mēthi-h: mēdhi-h, т. - «столб».

становится ясно, что это МЕСТО как-то связано со значениями: «подкреплять», «поддерживать», «земля», «время», «дерево», <кормиться, жить>, <питание>.

3.2.2. Первый вариант. С учетом нижеприведенных отрывков [смотри ниже отрывки в источнике 7] из книг Мегре становится ясно, что это за МЕСТО:
а) это место, где у человека сходятся (соединяются, сливаются) три плана бытия (три точки главные, три чувства);
б) соответственно это МЕСТО, где посажены (его родителями) деревья (пара).

3.2.3. Второй вариант. С учетом нижеприведенного отрывка [смотри ниже в источнике 8] из книги Мегре, это может быть МЕСТО в самом старом поместье, на котором посажено основателем рода дерево родовое (дуб или кедр).

4. Значение слова РОД.

Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов.-2-е изд., перераб. и доп.-К. : Рад. шк., 1989.- С.357.
Цитата:
РОД1 <основная ячейка первобытнообщинного строя>, <ряд поколе-
ний> . Древн. слав. слово….

5. Совместное значение словосочетания ПОСЕЛЕНИЕ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ.


Получаем следующие варианты этимологического значения словосочетания ПОСЕЛЕНИЕ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ:

1. Населенный пункт, где постоянно появляются новорожденные, состоящий из земель, в пределах которых находятся места, где у ведруссов сходятся три плана бытия, и предназначенных (земли) для РОДОВ (т.е. ведруссам и их потомкам, или их родичам и их потомкам, как представителям конкретных РОДОВ);
2. Населенный пункт, где постоянно сажают растения, состоящий из земель, в пределах которых находятся места, где посажены (родителями ведруссов) деревья (пары), и предназначенных (земли) для РОДОВ (т.е. ведруссам и их потомкам, или их родичам и их потомкам, как представителям конкретных РОДОВ).
3. Населенный пункт, где постоянно сажают растения, состоящий из земель, расположенных рядом с местами, где посажены (основателями РОДОВ) родовые деревья, и предназначенных (земли) для РОДОВ (т.е. ведруссам и их потомкам, как представителям конкретных РОДОВ).

Источник 1.
Колесов В.В. История русского языка в рассказах. 1982.- С.58-60.
Цитата:
Село – это теперешнее обозначение деревенского поселения (кстати, а почему бы не сказать: «Село – это теперешнее сельское поселение»?). В древних текстах, переведенных создателями славянской письменности Кириллом и Мефодием, это слово выступало еще в общем своем значении ‘поле’, ‘то, что не лес’. Поэтому выражение сельская трава вполне возможно в текстах той далекой поры (IX век!), и обозначало оно полевую траву.
В более поздних текстах, например в переводах XII века, село обозначало уже не поле вообще, а только запаханную часть поля, пашню. В таких переводах село и соответствует латинскому слову ager, знакомому вам по теперешним агро-ном, агри-культура или агра-рный. Происходит сужение значения слова, оно связано с развитием хлебопашества, с необходимостью специальным словом, общим для всех, выделить полезную для хозяйства часть поля.
Но тут же, в одно и то же время, в одном и том же тексте, в переводе с латинского языка вдруг возникают и другие значения слова. Вот большая рукопись на пергаменте, написанная русским писцом в XII веке. В разных текстах, которые входят в эту рукопись, мы находим вот что.
Во-первых село –это ‘пашня’; здесь говорится, что селом токмо земльное имение оказается, ‘селом называется только земельное владение’.
Однако село – это пашня целой сельской общины. Это общий капитал всех людей, которые входят в общину, их средство к существованию, вопрос жизни и смерти целого коллектива. Но вот владельцем земли становится какой-то один член прежнего рода – феодал. И поэтому в переводе XII века (а в это время на Руси уже вполне развитое феодальное государство) село соответствует не только латинскому ager, но и латинскому villa. Villa вы тоже очень легко переведете без помощи словаря – вилла ‘дача, поместье’. Переводчик XII века пишет: один (из вассалов) просит села, а другой просит одежды - ‘одному нужно поместье, а другому украшения’. Так социальные условия сельской жизни еще раз сузили значение старого слова.
Итак, во-вторых, село – это ‘поместье’, т.е. по-прежнему это пашня, но теперь она принадлежит только одному лицу.
А если это так, если поместье обозначается словом село, почему только одна пашня должна быть связана с данным словом? Ведь поместье включало в себя и дом. Дом – более постоянная характеристика поместья, чем пашня: в доме живут все время, а пашня связана с сезонными работами.
Вот почему, в-третьих, в том же переводе мы читаем и следующее место: (Ты) на солнце наложи село свое и, как жених, выходящий из чертога своего, выйди и к нам; в этом тексте село соответствует уже латинскому слову tabernaculum ‘палатка, шатер’, а сам текст обозначает: ‘Помести солнце в свой шатер’. Действительно, слово село стало также обозначать ‘дом, жилье вообще’.
Но поскольку один феодал никогда не селится, его всегда сопровождали отроки, дружинники и прочая челядь, следовательно, и дом был не один – так село стало нынешним селом: ‘поселением сельского типа’. Такое значение слова известно уже и нашему переводу в рукописи XII века. Смотрите: Се опустели гради и развращена селища, т.е. ‘Вот опустели города и разрушены села’ (в буквальном переводе – ‘разворочены’). Село в этом тексте противопоставлено городу: город – укрепленное поселение (этим словом переведено латинское слово castrum), село – не укрепленное. Только это последнее значение слова и сохранилось в русском языке. Село постепенно совпало в своем значении с другим столь же древним словом – деревня.
В одной местности предпочитали слово село, в другой – деревня. На севере, например, село вплоть до XV века обозначало ‘поместье, владение’, поэтому выражение село земли здесь было вполне обычным и не вызывало удивления. И только много позже, в связи с распространением на севере власти московских царей, слово село сменилось новым, московским словом деревня с тем же самым значением ‘поместье’. В современном значении ‘многодворное крестьянское поселение’ деревня появилась на севере не более двух веков назад, когда сами многодворные поселения стали там обычным явлением.
Так оказывается, что «старые» слова село и деревня в современном значении существуют не так уж и давно.

Источник 2.
"Повесть временных лет"
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
Цитата:
И сани ея стоять въ Плесъковѣ и до сего дни, и по Днѣпру перевѣсища и по Деснѣ, и есть село ея Ольжичи и до сего дни.
И сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть ее места для ловли птиц и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор.

Источник 3.
 Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов.-2-е изд., перераб. и доп.-К. : Рад. шк., 1989.- С.371-372.
Цитата:
СЕЛО <большое крестьянское селение>. Праслав. Этимол. неясная. Возможно, в нем слились два древн. слова *седло и село, исторически совпавших в одинаковом звучании село. Первое из них имело знач. <поселение>, <место оседлой жизни>. В своем первонач. виде *sedlo оно образовано с пом. суф. -dl-o от глаг. *sedti > сесть. Впоследствии *sedlo претерпело упрощение dl > 1 и изменение уже в рус. яз. ё (6) в е. Ср. н.-луж. sedto <село>. Сюда же относятся лат. sella <*sedula <кресло>; гот. sitis <седло, гнездо> и без упрощения дл рус. сущ. седло <сиденье для всадника> (см. сесть). Второе слово село выражало знач. <поле, земля, пашня> > <поселение>. Его сближают с лит. sala <деревня>; лат. solum <почва, земля, поле>.

Источник 4.
Этимология и история слов русского языка.
http://etymolog.ruslang.ru/
Цитата:
Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка
Село, седло, сесть, садить (сажу), сажа, по, па.
П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка
Село, садить, сажа, сидеть, по.

Источник 5.
Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов.-2-е изд., перераб. и доп.-К. : Рад. шк., 1989.- С.374-375.
Цитата:
СЕСТЬ <принять сидячее положение>. Древн. слав. слово. Имеет соответствия в других и.-е. языках. Соврем, его форма развилась из др.- рус. cbcmu <сесть> (движение, ограниченное во времени). В нем на почве Рус. яз. 6 изменился в е, конечный безударный -и редуцировался (в укр. cicmu 6 дал t, конечный -и сохранился). Др.-рус. cbcmu происходит от праслав. *sesti, из *sedti <сесть>, претерпевшего^ изменение dt > tt > st. Древнему слав. глаг. *sedti соответствуют лит. sesti, sedu <садиться>; лат. sedere <сидеть, заседать>. Производное от него слово sessio <сидение, заседание> (изменение sd > ss) в XIX в. проникло в рус. яз. и преобразовалось в нем по типу имен на -я в сущ. сессия. Как и во многих др. яз., сущ. сессия обозначает в рус. яз. <заседание различных представительных органов>, а также <экзамены в вузах, период таких экзаменов>. Кроме *sedti, в праслав. яз. была еще форма *sedeti > сЬдЬти > седеть и ее кратная sedan > сЪдати. Ср. заседать, укр. зас1дати - тожд. Для обозначения длительного состояния <сидеть> в праслав. яз. корень *sed- получил звуков, вид *sid-. Этот вид корня отмечается в соврем. глаг. сидеть, укр. сидчпи <сидеть>. Ему родственны лат. sidere <садиться>, sedere <сидеть>, sedare <заставлять сесть>. В результате того, что корень *sid-/*sed- для обозначения начала действия принял вставку (инфикс) *п- - *si-n-d-, в нем на слав. почве из in в к. слога развился носовой гласи. е: (*sed-), изменившийся у вост. славян в ротовой гласи, 'а (графич. я). Отсюда форма сяду < *sgd9 <приму сидячее положение> (ср. ст.-ел. сДдЖ - тожд.). Гласи, ё в корне *sed-чередовался с б. Наслав, материале это чередов. не подтверждается. Однако о нем свидетельствует лит. sostas <сидение>. В праслав. яз. долгий б развился в а. И корень *sed- > *s6d- получил звуков. вид *sad-. Этот корень содержится в слове сад <участок земли, засаженный деревьями>, в глаг. садить <заставлять сесть> > <зарывать в землю зерна, корни и т. п.>, а также в глаг. садиться - несоверш. вид к сесть, в производном от садить с прист. у- глаг. усадить, давшем с суф. *ьб-а сущ. усадьба <центр хозяйства в сельской местности>. Гласи, а отражается в слове сад и в параллельном ему сущ. ж. р. сада. Ср. его в прист. образованиях засада <способ неожиданного нападения из укрытия>, осада <окружение войсками укрепленного пункта с целью принудить его сдаться>; рассада <выращенные в парнике растения для пересадки в грунт>; укр. посада <должность>. От *sada с пом. суф. -j-a образовано праслав. *sadja <осадок, сажа>, которое в др.-рус. яз. вследствие изменения dj > ж приняло вид сажа <копоть, осадок дыма> (ср. соответствующее ст.-ел. сажда, где dj изменилось в жд; польск. sadza - тожд., где dz из dj). От глаг. садити в древности образована кратная форма (итератив) *sad-j-a-ti, давшая после изменения dj > ж вост.-слав. глаг. сажа/ли > сажать <заставлять или помогать сесть, сидеть> и ст.-сл. саждати (dj > жд), от которого в рус. яз. сохранились прист. формы: насаждать <внедрять, укоренять что-либо>, осаждать <подвергать осаде> и т. п. Таким образом, из праслав. *sed- <сесть> развились следующие соврем. морфы: сед-, сид-, сад-, саж-, сажд-. Кроме проанализированных слов, отметим еще такие: с морфом сед- - сущ. сосед (см.); от засесть, заседать с суф. -тель - сущ. заседатель (XVIII в.) <выборный представитель, участвующий в работе какого-либо учреждения, напр. суда> (дорев.) > соврем. <выборный представитель населения, участвующий в рассмотрении судебного дела>. См. председатель, село. С морфом сад- праслав. сущ. *sadlo <сало>, собств. <нечто насевшее, осевшее на мясо>. Это слово образовано с суф. -dl-o от глаг. *saditi <делать так, чтобы что-то садилось, оседало>. Впоследствии в нем упростилось сочетание dl > 1, отсюда соврем, сало <жировое отложение в теле животн. организма>.

Источник 6.
 Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов.-2-е изд., перераб. и доп.-К. : Рад. шк., 1989.- С.374-375.
Цитата:
ПО-предл. (употребляется с дат., вин. и предл. п.). Общеслав. Имеет соответствия в других и.-е. языках. Сохраняет свое искон. знач. объектных, пространственных и временных отношений. Праслав. *ро > по из и.-е. *рб <после, по>, который имел звуков, вариант *рб (чередов. б//б), давший праслав. *ра> па <после, близко>, <на втором месте>. Развившаяся из него прист. па- употребляется в именах сущ. (см. пагуба, память). Из предл. *ро > по > прист. по- употребляется в именах (см. повесть, погода) и в глаг. (см. гибнуть). Предл. по родственны: др.-инд. ара <от, прочь>, api <тоже>, <к этому>; греч. арб <от>, epi <на, при> (см. эпилог, эпитет}. Полагают также, что праслав. предл. *ро мог развиться из и.-е. *pos <после, затем> и находиться в родстве с лит. pastarus <последний>, paskuT <затем>; др.-инд. paccad <сзади, следом>; лат. post <после, сзади> (см. позиция}. См. о, под2.

Источник 7
.
8 книга Мегре Новая цивилизация, ч. 2 Обряды Любви, глава Зачатие


Цитата:
Трактатов в мире множество, людей пытающихся соитию интимному учить. Но не было, не будет никогда трактата, способного ведрусское зачатие представить.
Тела влюблённых не главную в них играли роль. Тела лишь волю и желания исполняли людей. В другом в то время измеренье пребывали люди. Когда великое деяние свершалось, они на Землю возвращались. Полученное удовлетворение не скоротечным было. Оно навечно с ними оставалось, как будто к совершенству высшему приподнимало на одну ступеньку человека.
Свершалось, Радомир, как будто в забытьи, будто не возвращаясь из неведомого ранее им измерения, поцеловал Любомилу, будто рождённое дитя, уснул в блаженном сне. Не могут не уснуть мужчины, может оттого, что хочется вернуться снова им туда.
Но Любомила не спала. Она в себе частичку не-обычную как будто ощутила. С постели встала, подошла к окну. В окно светило солнышко и разделяло подоконник на светлую и теневую часть.
По стыку света и тени Любомила пальцем провела, с запястья сняла тесёмочку льняную, её и положила на стык света и тени. Ведруссы всегда день и мгновенье зачатия отмечали.
Потом в том месте, где венчание происходило, сажали дерево, чей ствол мог ровным быть. Напротив дерево второе сажали в момент, когда свет и тень на подоконнике своею границею с тесёмочкой льняною совпадали. Второе дерево в тени от первого ствола сажали. Такое действо позволяло им всегда вспомнить мгновение зачатия дитя. И гороскоп, от этого мгновенья если считать, всегда точнее будет. Хотя ведруссы знали о расположении планет, об их влиянии на плоть, они, планетам вопреки, могли деянья успешные вершить, энергией великой обладали.
Между деревьев этих впоследствии сливали воду родовую, плаценту клали в землю. И повзрослевший человек в свой день зачатия ложился спать в том месте. Расположение планет слегка менялось год от года, и человек всю информацию, из Космоса идущую, мог ощущать в ночь сна такого. Не разумом, скорее подсознаньем, чувством. Вплоть до творения всего земного Богом. И если был недуг какой-то иль печаль, в том месте сон их изгонял. Но очень редко недуги плоть ведрусскую могли настичь.
Служило место им зачатия для сна, для осознанья мирозданья в основном.

8 книга, часть 2, глава Ведрусские роды
Цитата:
Воду, в которую происходили роды, и воду, которой омывалась роженица, он выливал между двух деревьев, посаженных вскоре после зачатия. Там же прикапывалась плацента.


Книга 4 Сотворение, глава По образу и подобию.
Цитата:
Но сравнивают их способности лишь с теми, кого считают сами относительно нормальными детьми. Но если бы увидели врачи, каким быть может ум и внутренние комплексы людских энергии в идеале, то единицы среди всех рождённых на земле нормальными пришлось считать.
— Но почему не очень полноценными рождаются все дети, как ты говоришь?
— Технократический стремится мир не допустить, чтоб у рождённых в единое три точки главные слились. Стремится технократия, чтоб нити с разумом божественным разорвались. И рвутся нити до рождения ребёнка. И ищет эту связь, потом мытарствуя по свету человек, и не находит.
— Какие точки главные? Какие нити с разумом? Я ничего не понял.
— Владимир, ещё до появления на свет ведь формируется во многом человек. И воспитание его со всем твореньем космоса должно соприкасаться. То, чем воспользовался Бог, творя свои прекрасные творенья, и сын Его не должен пренебречь. Три точки главные, три первых плана бытия родители должны представить сотворенью своему.
Вот точка первая рожденья человека, её название — родительская мысль. И в Библии об этом говорится, и в Коране: "Сначала было слово”, но можно и точней сказать: "Сначала мысль была”. Пусть вспомнит тот, кто называется родителем сейчас, когда, каким он в мыслях замышлял своё дитя. Что предрекал ему? Какой мир для творенья своего создал?
— Я думаю, Анастасия, большинство не очень-то стремится думать до момента, пока не забеременела женщина. Так, просто вместе спят. Бывает, и не поженившись. А женятся, когда беременной становится подруга. Потому что неясно, забеременеет она вообще или нет. И думать заранее не имеет смысла, когда неясно, будет ли вообще ребёнок.
— Да, к сожалению, так получается. В утехах плотских большинство людей зачато. Но человек, подобие и образ Бога, не должен следствием утех на свет являться. Представь иную ситуацию. Он и она в любви друг к другу и мыслях о сотвореньи будущем своём прекрасный строят дом живой. И представляют, как их сын иль дочь в том месте будут счастливы. Как чадо их услышит первый звук — тот звук дыханье матери и пенье птиц творений Божьих. Потом представят, как отдохнуть захочет повзрослевший их ребёнок после дороги трудной и в сад придёт родительский, под сенью кедра сядет. Под сенью дерева родительской рукой в любви к нему и с мыслями о нём посаженного на земле родной. Посадка родового дерева родителями будущими точку первую определит, планеты призовёт на помощь им для сотворенья будущего точка та. Она нужна! Она важна! И больше всех она присуща Богу! Она есть подтверждение тому, что будешь ты творить подобное Ему! Ему, Творцу Великому! И будет радоваться Он осмысленности сына Своего и дочери Своей. "Всему началом служит мысль”. Поверь, пожалуйста, Владимир. Потоки всех энергий космоса окажутся в той точке, где мысль двоих в любви в единое сольётся, где двое о творении прекрасном помышляют.
Точка вторая, а вернее, план человеческий ещё один родится, на небе новую зажжёт звезду, когда в любви и с мыслями творения прекрасного два тела во единое сольются в том месте, где строишь дом ты райский и живой для будущего своего ребёнка.
Потом в том месте девять месяцев должна прожить зачавшая жена. И лучше, если эти месяцы будут весны цветеньем, благоуханьем лета, осени плодами. Где кроме радости, приятных ощущений, ничто её не отвлекает. Где звуки лишь Божественных творений окружают жену, в которой уж живёт прекрасным сотворенье. Живёт и всю Вселенную собою ощущает. И видеть звёзды будущая мать должна. И звёзды все, и все планеты мысленно дарить ему, прекрасному ребёнку своему, мать может с лёгкостью всё это делать, ей будет всё под силу. И всё за мыслью матери последует без промедленья. И будет космос верным слугой прекрасному двоих в любви творенью.
И третья точка, новый план в том месте должен получиться. Там, где зачат ребёнок был, там роды и должны случиться. И рядом должен быть отец. И над троими вознесёт венец великий любящий всех нас Отец.
— Вот это да! Не знаю почему, но даже захватило дух от слов твоих, Анастасия. Ты знаешь, я представил себе место, о котором ты говоришь. Да так представилось оно! Что захотелось самому по-новому родиться в таком месте. Чтоб вот сейчас туда можно было бы прийти и отдохнуть в саду прекрасном, что отец и мать садили. Под деревом тенистым сесть, что перед моим рожденьем посадили для меня. Где зачат был и где родился. Где мать в саду гуляла с думой обо мне, ещё не появившимся на свет.
— Такое место с радостью великой встретило б тебя, Владимир. Коль плоть больна твоя, оно бы излечило плоть. Коли душа — то душу излечило. И накормило, напоило уставшего тебя. Объяло сном спокойным, и радостным рассветом разбудило. Но как у множества людей, сегодня на земле живущих, нет у тебя такого места. Не существует родины твоей, где планы бытия собраться воедино могут.
— Но почему так получается нескладно всё у нас? И почему детей полудебильных продолжают матери рожать? Кто отнял это место у меня? Кто его отнял у других?
— Владимир, может, ты ответишь сам, кто место это не создал для твоей дочери, Полины?
— Что? Ты намекаешь, я виновен в том... Что нет его у дочери?

книга 8, часть 2, глава В зачатии человека участвует не только плоть.
Цитата:
Но есть одно «но». Языческие и тем более древневедрусские обряды невозможно понять и повторить лишь с помощью знаний их внешней стороны. Их необходимо прочувствовать.
Что толку написать — необходимо любить, необходимо готовиться к появлению ребёнка, необходимо рожать непременно дома, в том месте, где он был зачат.
Что толку просто написать, что «для сохранения любви в семье навечно необходимо воедино соединить три точки, три чувства, три плана бытия». Просто умом понять это недостаточно, это необходимо чувствовать. Чувствовать философию предков.
И первым необходимым действием может быть только покаяние перед своими предками, которых сейчас называют язычниками, которых оклеветали, которых мы предали. Предали традиционную славянскую культуру наших отцов и матерей. Культуру, существовавшую десятки тысячелетий.


Источник 8.
Мегре. Книга 7, Энергия жизни, глава Прекрасны праздники Ведруссии
Цитата:
В день памяти предков в самом старом поместье утром собирались все члены семьи. В их присутствии самый старший, как правило, это был дедушка или прадедушка, подходил к младшему поколению, детям. Начинал общаться с ними примерно следующим образом:
— Когда твой папа был такого же роста, как ты сейчас, — говорил дедушка, обращаясь к внуку лет шести, — он посадил вот этот маленький саженец. Прошло время и теперь из него выросла вот эта большая яблоня, приносящая плоды, — дедушка подводил внука к яблоне, сам дотрагивался до неё, и внук гладил яблоню.
Далее дедушка подходил к другим насаждениям и рассказывал о том, кто их посадил. Все члены семейства могли помогать дедушке своими воспоминаниями, рассказывая при этом весёлые истории или говоря об испытанных ими ощущениях.
В конце концов члены рода подходили к самому главному — родовому дереву — кедру или дубу.
— А вот это дерево, — продолжал свой рассказ старейшина рода, — посадил прадедушка моего прадедушки.
Далее начиналось совместное обсуждение: почему была выбрана именно такая порода, а не иная. Почему далёкий предок посадил дерево именно в этом месте, а не правее или левее. Одни задавали вопросы, другие на них отвечали. Иногда начинался спор. И часто бывало так, что в пылу спора вдруг кто-то из детей, сам того не замечая, говорил странную фразу: «Да как же вы не понимаете, я посадил это дерево именно здесь, потому…». Взрослые члены семейства сразу понимали, их малыш содержит в себе и душу, и чувства, и знания далёкого предка. И гордились тем, что не мается его душа на просторах вселенских. Не распалась на мелкие частички, а продолжает жизнь в совершенстве, жизнь вечную.


Категория: Ошибки поселенцев | Добавил: thanksgiving70 (19.06.2010)
Просмотров: 6766 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Поиск

Всё

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Copyright MyCorp © 2024